Местоположение магазина — один из ключевых факторов, из которых складывается будущий успех. Уровень его значимости напрямую зависит от продаваемых товаров. Магазины повседневных продуктов, вещей или услуг требуют наиболее пристального внимания к местоположению и проходимости. При продаже специализированных товаров влияние места тоже сказывается, но в меньшей степени. Например, любители серфинга будут готовы ехать за нужным им снаряжением даже на окраину города.
Предположим, Вы собираетесь открыть торговую точку и у Вас уже есть несколько предложений по помещениям. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор.
Потенциал торговой зоны
В начале разберемся, какая у вашего потенциального магазина торговая зона (зона влияния). Обычно она складывается из 3 частей: ближней, средней и дальней. Для среднего супермаркета ближняя зона располагается в радиусе до 1 км (10 минут пешей доступности), средняя — в радиусе 2-5 км (20 минут ходьбы), дальняя — 5-6 км (если рядом расположены остановки общественного транспорта). Расстояния примерные, нужно учитывать транспортные развязки и пр. Лучше ориентироваться именно на то время, которое должен затратить пешеход, чтобы дойти до места. Получить ровный круг при этом практически невозможно.
Важно учитывать еще одну особенность: радиус действия напрямую зависит от площади торговой точки. Чем меньше размер магазина, тем меньше у него торговая зона.
Как говорят специалисты, количество потенциальных покупателей распределяется по зонам так: жильцы ближней зоны — 60-70%, средней – примерно 20%, дальней – около 15%.
Когда торговая зона определена, необходимо оценить ее потенциал. Он складывается из:
- количества жителей
- уровня застройки (существующей и потенциальной)
- существующей инфраструктуры
Оценивая последнюю составляющую, нужно обратить особое внимание на транспортные развязки и магазины-конкуренты.
Оценка конкурентов
Понять, насколько высока конкуренция в вашей торговой зоне, очень важно. Если в Вашей торговой зоне есть какие либо магазины, похожие на ваш, обязательно посетите их и посмотрите, как у них идут дела. Если их торговая зона пересекается с вашей своим «дальним» радиусом, вам будет проще с ними конкурировать. Если «ближним» — на такие торговые точки нужно обратить более пристальное внимание.
В том случае если конкурентов нет, возможны 2 варианта: вам или очень повезло, или та область бизнеса, который вы планируете заниматься, в данном районе не востребована. Подумайте еще раз, будет на ваши товары спрос.
Соответствие сегменту (эконом, средний класс, премиум)
Бесполезно предлагать жителям эконом-района дорогие элитные товары, и наоборот. Оцените уровень доходов жителей вашей торговой зоны. Самый простой показатель — это стоимость жилья.
Трафик
Трафик (количество проходящих мимо) около вашей потенциальной торговой точки также имеет высокую важность. Вы можете оценить его самостоятельно, понаблюдав несколько часов за прохожими. Лучше делать это несколько раз, в разное время, чтобы понять средний уровень «человекопотока» в сутки. Будни и выходные нужно считать отдельно. Можно заказать эту услугу и у сторонних лиц. Кроме оценки пешеходов, полезно будет посчитать и количество автомашин, проезжающих мимо.
Пользу может принести и оценка трафика у ближайшего конкурента — количество проходящих, заходящих, по-возможности, количество покупателей (сколько людей вышло из магазина с покупками). Исходя из этих данных можно предположить, сколько чеков в день может быть у вас и сойдется ли при этом ваша экономика.
Транспортная инфраструктура
Как мы уточняли ранее, транспортная инфраструктура вокруг места для магазина напрямую влияет на распределение ближней, средней и дальней зон. С ней связаны и другие показатели. Например, если до магазина сложно добраться, будет ниже и «человекопоток» поблизости.
При оценке «подъездных путей» к магазину не забывайте про ваш целевой сегмент (эконом, средний или премиум). Если вы нацелены на обеспеченных людей, посмотрите как обстоят дела с парковочными местами поблизости. Если ваши посетители представляют эконом класс, скорее всего они придут к вам пешком или приедут на общественном транспорте.
Обособленное помещение или ТК
Если Вы выбираете между отдельно стоящим помещением для магазина или местом в торговом центре, то стоит ориентироваться на проходимость, конкуренцию и стоимость аренды. Подробно про выбор места для магазина в ТК или ТЦ мы рассказали в следующей статье.